Жилье для ВПЛ: временное сооружение или здание? Новые процедуры размещения
Напоминаем, что 9 июня 2022 вступил в силу Закон Украины №2254-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно первоочередных мер реформирования сферы градостроительной деятельности».
Среди прочего Закон регулирует порядок строительства и размещения жилья для внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).
Мы провели анализ Закона и нашли для вас ответы на вопросы:
- Временное сооружение vs здание для временного проживания ВПЛ. В чем разница?
- Каков порядок размещения временных сооружений для ВПЛ?
- Какие упрощения предусматривает закон для строительства зданий для временного проживания ВПЛ?
Как мы сообщали ранее, 9 июня 2022 вступил в силу Закон Украины №2254-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно первоочередных мер реформирования сферы градостроительной деятельности». Среди прочего Закон регулирует порядок строительства и размещения жилья для внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).
Временное сооружение vs здание для временного проживания ВПЛ. В чем разница?
Согласно «Заключительным положениям» Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» временным сооружением для жизнеобеспечения населения является малоэтажное (высотой до двух этажей) быстровозводимое сооружение из облегченных конструкций (мобильное (инвентарное), сборно-разборное, контейнерного или комбинированного типа и т.п.), которое удовлетворяет установленные Кабинетом Министров Украины минимально необходимые требования для жизнеобеспечения внутри перемещенных лиц и может быть демонтирована и перемещена с последующим повторным использованием или без такого использования. (Раздел V дополнен пунктом 9-2 согласно Закону № 2254-IX от 12.05.2022).
В то же время согласно статье 181 Гражданского кодекса Украины: «К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценения и изменения их назначения . » Следовательно, временное сооружение не может являться объектом недвижимого имущества по признаку возможности его перемещения .
Таким образом, основные отличия между зданиями и сооружениями для ВПЛ:
- Временные постройки для жизнеобеспечения населения, в отличие от зданий, не являются объектами строительства в понимании Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» и объектами недвижимого имущества в понимании Гражданского кодекса Украины;
- Временным сооружениям не присваивается адрес, зданиям – присваивается;
- Что касается временных сооружений, используются термины «размещение», «возведение», «монтаж», а в отношении зданий для временного проживания – «строительство».
Порядок размещения временных сооружений для ВПЛ
Согласно статье 92 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» размещение временных сооружений для жизнеобеспечения населения осуществляется на основании утвержденной схемы размещения таких сооружений.
Схема размещения временных сооружений для жизнеобеспечения населения (далее – схема размещения) – это документация в виде текстовых и графических материалов, которой определяются планировочные, архитектурные, конструктивные, технические, технологические решения по размещению, возведению (монтажу), безопасной эксплуатации, демонтажу (с возможностью последующего перемещения и повторного использования или без такого использования) временных сооружений для жизнеобеспечения населения и инженерных сетей, необходимых для функционирования таких сооружений, а также необходимые ресурсы и расходование средств (сметы).
Схема размещения разрабатывается в форме электронного документа и вносится в Реестр строительной деятельности в формате, определенном Кабинетом Министров Украины в порядке ведения электронной системы.
Схема размещения разрабатывается архитектором, имеющим соответствующий квалификационный сертификат или под его руководством.
Смета обязательно разрабатывается только в случае размещения временных построек для жизнеобеспечения населения за счет средств государственного или местного бюджета. В других случаях разработка сметы не обязательна.
Схема размещения может разрабатываться при отсутствии и несоответствии положению градостроительной документации на местном уровне.
Схема размещения разрабатывается по решению соответствующего сельского, поселкового, городского головы или начальника военной администрации населённого пункта.
Схема размещения не подлежит экспертизе и стратегической экологической оценке, рассмотрению архитектурно-градостроительным советом и общественному обсуждению.
Схема размещения согласовывается уполномоченным органом градостроительства и архитектуры сельского, поселкового, городского совета (в случаях, определенных частью второй статьи 13 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» — уполномоченным органом градостроительства и архитектуры местной государственной администрации) и утверждается соответствующим сельским, поселковым, городским или начальником военной администрации населенного пункта.
Состав, содержание и порядок разработки, согласования, обнародования схемы размещения, а также требования к временным сооружениям для жизнеобеспечения населения, их возведению, переносу, демонтажу устанавливаются Кабинетом Министров Украины (в настоящее время такие подзаконные акты не приняты).
В случае если фактическое размещение временных сооружений, осуществленное в соответствии с настоящим пунктом, не будет соответствовать положениям схемы размещения после утверждения, размещение временных сооружений для жизнеобеспечения населения подлежит приведению в соответствие со схемой размещения.
На период действия правового режима военного положения, чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях и в течение одного года после его прекращения размещения временных сооружений для ВПЛ допускается на земельных участках любой категории, кроме земель природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, земель историко -культурного назначения, земель лесохозяйственного назначения без изменения их целевого назначения
Строительство зданий для временного проживания ВПЛ: особенности
Размещение на земельных участках зданий для ВПЛ осуществляется согласно целевому назначению земельных участков.
Согласно п. 9-3 раздела V Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (с изменениями ЗУ №2254-IX от 12.05.2022) во время действия правового режима военного положения для строительства (нового строительства, реконструкции) зданий для временного проживания внутренне перемещенных человек допускается установление и изменение целевого назначения земельного участка без соблюдения правил соотношения между видом целевого назначения земельного участка и видом функционального назначения территории , определенным соответствующей градостроительной документацией, за исключением :
- природоохранных и ландшафтно-рекреационных территорий;
- земель историко-культурного назначения;
- земель водного фонда;
- а также кроме случаев, если согласно градостроительной документации на территории соответствующего земельного участка предусмотрено размещение объектов образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, гражданской защиты, военных и других оборонных объектов, линейных инженерно-транспортной и энергетической инфраструктуры, мелиоративных систем
Строительство таких зданий осуществляется для обеспечения временным жильем внутренне перемещенных лиц из числа работников предприятий, перемещенных (эвакуированных) из зоны боевых действий, а также лиц, относящихся к социально незащищенным слоям населения.
Изменение целевого назначения земельного участка в таком случае осуществляется при условии, что размещение на земельном участке соответствующих объектов не приведет к нарушению ограничений в использовании земель, в том числе в сфере застройки и охраны культурного наследия, требований нормативно-правовых актов, строительных норм и других нормативных документов , обязательность применения которых установлена законодательством.
В таком случае, а также в случае, если на территории, на которой расположен соответствующий земельный участок, отсутствует утвержденная градостроительная документация на местном уровне, решение об изменении целевого назначения земельного участка принимается на основании мотивированного заключения уполномоченного органа градостроительства и архитектуры сельской, поселковой, городской совета (в случаях, определенных частью второй статьи 13 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» — уполномоченного органа градостроительства и архитектуры местной государственной администрации) о возможности размещения на земельном участке соответствующего объекта.
Вывод о возможности/невозможности размещения на земельном участке соответствующего объекта предоставляется уполномоченным органом градостроительства и архитектуры на безвозмездной основе в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о его предоставлении.
Запрос о предоставлении заключения направляется с использованием электронной системы по земельным участкам частной собственности — собственником земельного участка.
В случае если в заключении уполномоченного органа градостроительства и архитектуры определена невозможность размещения соответствующего объекта на земельном участке — такой вывод должен содержать ссылку на ограничения в использовании земель , нарушаемых таким размещением, и/или на конкретную норму (статью, часть, пункт ) нормативно-правового акта , строительных норм или иного нормативного документа, обязательность применения которого установлена законодательством, что делает невозможным размещение соответствующего объекта на земельном участке.
Вывод производится с использованием электронной системы.
Такой вывод считается особым видом градостроительных условий и ограничений , является основанием для проектирования объекта строительства и сохраняет силу до завершения строительства объекта.
При наличии заключения о возможности размещения на земельном участке соответствующего объекта:
- получение заказчиком строительства градостроительных условий и ограничений не требуется;
- допускается проектирование объекта строительства до завершения процедур изменения целевого назначения земельного участка.
Последующая застройка земельного участка осуществляется по его целевому назначению, определенному на основании заключения уполномоченного органа градостроительства и архитектуры, с соблюдением градостроительных условий и ограничений, указанных в таком заключении, без учета функционального назначения территории, определенного градостроительной документацией .
В случае если во время действия военного положения или в течение шести месяцев со дня его прекращения или отмены на основании заключения не разработана проектная документация на строительство и не получено право на выполнение строительных работ, такой вывод как особый вид градостроительных условий и ограничений утрачивает силу, о чем В Реестре строительной деятельности автоматически программными средствами электронной системы вносятся соответствующие сведения.
Градостроительная документация на местном уровне подлежит взаимосогласованию с существующей застройкой, сложившейся в результате реализации положений настоящего пункта, в течение трех лет со дня прекращения или отмены военного положения на соответствующей территории.