Связаться Зв'язатися

Отказ в предоставлении МУО из-за отсутствия зонирования или ДПТ

*МУО – містобудівні умови та обмеження

За короткий период времени в Консорциум СLC GROUP обращались заказчики строительства, которые получают отказы в предоставлении градостроительных условий и ограничений по причине «отсутствия зонинга» или «отсутствия Детального плана территории» при том, что генеральный план населенного пункта утвержден и является действующим.

Очень распространена практика, когда в населенном пункте утвержден генеральный план, но план зонирования, например, отсутствовал или был отменен и Заказчики получают отказы в предоставлении градостроительных условий и ограничений.

В этой статье даем ответы на вопросы:

  1. Является ли отсутствие плана зонирования или детального плана территории основанием для отказа в предоставлении градостроительных условий и ограничений и/или в их отмене?
  2. Правомерен ли отказ в предоставлении градостроительных условий и ограничений по основанию — несоответствие намерений застройки требованиям градостроительной документации на местном уровне, с последующим обоснованием такого основания отсутствием плана зонирования или детального плана территории?
  3. Правомерен ли отказ в предоставлении градостроительных условий и ограничений с основания — несоответствие намерений застройки требованиям градостроительной документации на местном уровне, с последующим обоснованием такого основания невозможностью установить соответствие намерений застройки градостроительной документации в связи с отсутствием в составе градостроительной документации установленных параметров застройки, градостроительных условий и ограничений застройки функциональных зон.

Сначала вспомним определения, приведенные в Законе Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (далее по тексту – Закону)

  • градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка — документ, содержащий комплекс планировочных и архитектурных требований к проектированию и строительству относительно этажности и плотности застройки земельного участка, отступов домов и сооружений от красных линий, границ земельного участка, его благоустройства и озеленения, другие требования к объектов строительства, установленные законодательством и градостроительной документацией;
  • градостроительная документация – утвержденные текстовые и графические материалы по вопросам регулирования планирования, застройки и иного использования территорий;
  • генеральный план населенного пункта – одновременно градостроительная документация на местном уровне и землеустроительная документация, определяющая принципиальные решения развития, планирования, застройки и иного использования территории населенного пункта;
  • детальный план территории – одновременно градостроительная документация на местном уровне и землеустроительная документация, определяющая планировочную организацию и развитие территории.

Наряду с этим части 3 и 4 ст. 29 Закона определяют следующее:

Градостроительные условия и ограничения предоставляются соответствующими уполномоченными органами градостроительства и архитектуры на основании градостроительной документации на местном уровне на безвозмездной основе по заявлению заказчика, к которой прилагаются копии документов по исчерпывающему перечню, установленному законом.

Основаниями для отказа в предоставлении градостроительных условий и ограничений:

  1. неподача определенных частью третьей настоящей статьи документов, необходимых для принятия решения о предоставлении градостроительных условий и ограничений;
  2. выявление недостоверных сведений в документах, удостоверяющих право собственности или пользования земельным участком, или в документах, удостоверяющих право собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке;
  3. несоответствие намерений застройки требованиям градостроительной документации на местном уровне.

Также частью 4 ст.33 Закона определено: размещение объектов строительства на территории населенных пунктов и за их пределами во время комплексной застройки территории осуществляется исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета, районной государственной администрацией в соответствии с их полномочиями путем предоставления градостроительных условий и ограничений или выдачи строительного паспорта в соответствии с градостроительной документацией в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Согласно статье 17 Закона, генеральный план населенного пункта является видом градостроительной документации на местном уровне, предназначенной для обоснования долгосрочной стратегии планирования и застройки территории населенного пункта.

Согласно статье 18 Закона, план зонирования территории разрабатывается в составе комплексного плана, генерального плана населенного пункта с целью определения условий и ограничений использования территории в пределах определенных функциональных зон и устанавливает функциональное назначение, требования к застройке отдельных территорий (функциональных зон) населенного пункта, их ландшафтной. организации.

Вместе с тем согласно статье 19 Закона детальный план территории детализирует положения генерального плана населенного пункта или комплексного плана и определяет планировочную организацию и развитие части территории населенного пункта или территории за его пределами без изменения функционального назначения этой территории. Подробный план территории разрабатывается по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета. Обстоятельства, устанавливающие необходимость и обязательность разработки детального плана территории Законом не определены.

Следовательно, несоответствие намерений застройки означает, что планируемый для строительства объект не отвечает требованиям градостроительной документации на местном уровне, а значит, генеральному плану населенного пункта в первую очередь и в том числе.

Из вышеуказанного следует, что отсутствие плана зонирования или детального плана территории, разработка и утверждение которого относится к полномочиям органов местного самоуправления, не может быть основанием для отказа в выдаче градостроительных условий и ограничений, поскольку такое решение принимается исключительно в случае несоответствия намерений по застройке земельного участка требованиям градостроительной документации на местном уровне.

Такой вывод согласовывается с правовой позицией Верховного Суда, изложенной в постановлениях от 11 апреля 2018 г. по делу № 803/1231/17 и от 06 февраля 2020 г. по делу № 809/1258/17, от 29 апреля 2020 г. по делу 1752/17, от 16 июня 2021 г. по делу № 2340/3189/18.

В подтверждение таких выводов Министерство развития общин и территории Украины в ответе на наш запрос отвечает следующее: «Частью первой статьи 16 Закона определено, что планирование территорий на местном уровне осуществляется путем разработки и утверждения комплексных планов пространственного развития территорий территориальных общин, генеральных планов населенных пунктов и подробных планов территории, их обновление и внесение изменений в них.

Таким образом, градостроительные условия и ограничения могут предоставляться на основании любого из перечисленных видов градостроительной документации на местном уровне».

Итак, если Ваши намерения застройки соответствуют положениям действующего генерального плана населенного пункта, отсутствие зонинга или детального плана территории – не может быть причиной отказа в предоставлении градостроительных условий и ограничений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо!

Ожидайте звонка в течение часа

Ми в соц. мережах

Мы в соц. сетях